Школьная тревожность
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:
учебные перегрузки;
неспособность учащегося справиться со школьной программой;
неадекватные ожидания со стороны родителей;
неблагоприятные отношения с педагогами;
регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.
Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признакми школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.
Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках - признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой.
Так как школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту.
Для родителей первоклассников:
Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе.
Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится - у него может что-то не сразу получаться.
Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.
Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.
Для родителей пятиклассников:
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.
Поддерживайте авторитет учителя.
Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
Для родителей десятиклассников:
Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.
Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения.
Строить отношения с ребенком на новых - партнерских началах.
Для родителей выпускников:
Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи.
Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат.
Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественно-научные и гуманитарные дисциплины.
Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал.
Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам.
Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.
Правила выполнения домашних заданий младшими школьниками
После прихода домой младший школьник, если он не остается на полный день в школе, должен съесть горячий обед и отдохнуть после занятий. Домашние задания лучше всего сделать в период 15—16 часов. Нельзя садиться за них сразу — ребенок не успеет отдохнуть. Нельзя переносить их на вечер — письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время, или же делать его кое-как, торопясь лечь спать. Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 — делать маленький перерыв, физкультминутку, можно под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость. Нельзя начинать готовиться «кавалерийским наскоком» — с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать' нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит ребенка убедиться в собственных силах и способностях. После этого нужно переходить к более, сложным, ну а последним, на спаде обшей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба. Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» («Мама, у меня ничего не получается!») — основная задача родителей на первом году учебы.
Правильный отдых
Нередко родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или... Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным — исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов — не меньше 3—3,5 часа в день.
Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятия спортом должны начаться не ранее чем через 40 минут после приема пищи.
Ужинать нужно за 2 часа до сна — это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у младших школьников. Если Вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до ухода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой или немного фруктов. Перед сном полезно погулять около двадцати-пятнадцати минут, и если такой Возможности у вас нет, то хотя бы проследите, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена Спать первоклассник должен не менее 9 часов — без учета времени на дневной сон.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям - моим РОДИТЕЛЯМ
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас;
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место;
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой;
Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас;
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне;
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком";
Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги;
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз;
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее;
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо;
Не заставляйте меня' чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен;
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим;
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца;
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим;
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте;
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания;
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне;
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим;
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество;
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения;
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом;
И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Ссылки на официальные сайты:
Официальный портал Правительства Ростовской области
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Официальный cайт Администрации города Зверево
Официальный сайт отдела образования муниципального образования "Город Зверево"
РОСОБРНАДЗОР ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Электронное правительство Госуслуги
Официальный портал Единого Государственного Экзамена
Российское образование Федеральный портал
Федеральный институт педагогических измерений
С 20.10.2012 г. по 1.12.2012 г. в МБОУ СОШ № 5 в рамках масштабной компании "Пешеход, на переход!" были проведены следующие мероприятия:
- родительские собрания по теме "Обеспечение безопасности детей на нерегулируемом пешеходном переходе";
- уроки на тему "Переходи дорогу по пешеходному переходу!";
- акция "Зебра" с участием отряда ЮИД "Дорожный патруль".
КОНТАКТЫ
e-mail:
soch5-zver@yandex.ru
адрес:
ул.Школьная, д.7, г.Зверево, Ростовской обл., 346311
телефон: (8 863 55) 4-28-98
факс: (8 863 55) 4-28-98
|
Последнее обновление - 19.03.2014 г.
[Главная]
[Документы ]
[Новости]
[75 лет Ростовской области]
[Архив новостей]
[Учительская]
[Ученическая]
[Модернизация ]
[Выпускникам]
[История]
[Музей]
["Патриот"]
[Спортивные вести]
[Семинары]
[Контакты ]
[Карта]
|